Головна » 2012 » Липень » 2 » Образование как движущая сила устойчивого развития

Образование как движущая сила устойчивого развития
10:28


Грамматика повелевает даже царями. (Ж.-Б. Мольер)

Люблю афоризмы, особенно те, которыми можно поиграть.

Если Мольер прав, почему же тогда страна, грамотность которой приближается к абсолютным ста процентам, находится в самом мягком геополитическом месте?

Наверное, одно из двух - либо цари у нас непородистые, либо «магисторши» некрасивые.

Я не случайно начал с афоризмов – с их помощью можно многое проиллюстрировать. Да и мест, где можно напитаться мудростью великих, у нас пока хватает.

Хотите классиков - пожалуйте в коридоры исчезающих школ. Предпочитаете современников – тогда вам на обочины проезжих частей. Там прямо нашествие рекламных досок с портретами политической и прочей тусовочной саранчи, афористично призывающей нас любить, купить и не дать им засохнуть.

А если без шуток, то дебаты о влиянии образования на жизнь ведутся у нас даже на шашлычных массовках.

Как-то в парке мне довелось стать свидетелем фрагмента разговора на эту тему в компании «стареющих юношей». Один возбужденный оратор, разогретый солнцем и вином, с надрывом вопрошал своих визави: почему немцы, проигравшие две мировые войны, имеют сейчас все, а наши воины-победители рады и кульку с пайком.

Помню, мне в тот момент пришло на ум высказывание, приписываемое Бисмарку: решающую битву в какой-то там войне выиграл немецкий учитель.

Правоту «железного» канцлера подтвердил и дальнейший ход истории, и мой «шашлычный» случай.

Правда, я не уверен, что создателю послевоенного немецкого чуда К. Аденауэру удалось бы вытащить страну из-под руин без поддержки и понимания простых немцев, воспитанных обыкновенными немецкими учителями.

Что ж, за Германию можно только порадоваться, а нам следует возвращаться к нашим воротам.

Современным украинцам есть чему поучиться и у своих предков.

В свое время именно приобщение широких слоев к образованию спасло наш народ от растворения в «мирах» восточных и западных соседей.

Причем нелишне будет напомнить, что украинцы создавали свою систему просвещения в условиях не только политической оккупации, но и жесткой конкуренции с образованием католическим и московским.

Достаточно вспомнить известные каждому школьнику средневековые «Братства» или знаменитую «Просвіту».

Самое интересное, что все школы, библиотеки и книги создавались и печатались по инициативе и на средства обыкновенных простых мещан, фактически нас с вами. Причем на добывание хлеба насущного, думаю, у них уходило не меньше времени, чем длится сегодняшний наш рабочий день. И если они находили в себе силы и не жалели денег на создание целой образовательной системы, значит, понимали, что это отнюдь не «пустые хлопоты».

Возможно, пришла пора не только воспользоваться этим опытом, но и раскрутить его по полной программе.

В условиях, когда экспериментальное самодурство образовательных чиновников начинает зашкаливать, а оккупация только сменила форму, самое время запускать независимую от официоза сеть народного «контробразования».

Радует то, что в современной Украине есть уже немало энтузиастов, которые в той или иной форме возрождают подзабытые традиции.

Для начала можно собрать несколько знакомых и организовать что-то наподобие воскресных чтений для детей. При этом никаких лицензий от министерства не требуется. Что из этого выйдет, в дальнейшем зависит от вас, но пользы от этого, в любом случае, будет больше, чем от шопингов выходного дня.

Допускаю, что предложенный термин - «воскресные чтения» вызовет у кого-то улыбку. Но это же лишь рабочее название формы процесса, а не его сути.

Чему вы будете учить свои детей и как - это ваше решение. Но помните: это только начало. А дальше, все как в игре - пройдете первый уровень, второй откроется сам.

Что же касается государственного образования, о нем говорить сложно. Сложно потому, что государство само сейчас не может понять – государство оно или только прикидывается им.

Именно поэтому в кабинетах парламента до сих пор пылится «Закон о Благотворительности». Он не был принят властью, «любящей» Украину, не будет принят и властью, ненавидящей ее.

И пока status quo не будет изменено, не появятся у нас ни «гарварды» с «кембриджами», ни «голливуды» с «боливудами».

Единственное, что можно посоветовать родителям, имеющим дело с официальным средним образованием – почаще вспоминать, что школы существуют для детей, а не дети для школ. А родительские комитеты - это не двоечники у доски, вовремя не собравшие деньги, а контролеры за их расходованием. Не будет контроля, большинство средств в лучшем случае уйдет на ветер, а в худшем - на путевки образовательным чиновникам к чужим берегам.

Это тем более необходимо, поскольку структура, называющая себя государством, пусть и по умолчанию, перекладывает часть содержания школ на карманы родителей, а при вычитывании налогов усиленно этого не замечает.

Впрочем, я ни в коем случае не хочу бросить тень на все украинское учительство. Уверен, что многие из наших учителей знают и помнят высказывание Василия Сухомлинского: «Чтобы дарить Ребёнку искорку знаний, учителю надо впитать море Света». Лучше скинуться по 200 гривен и оплатить труд такого воскресного учителя, чем «сбрасываться на класс». И кто знает, может быть, именно такие учителя, начав с воскресных чтений, станут кадровой основой новых альтернативных школ.

Заходите в школу и найдите своего учителя.

http://blogs.korrespondent.net/users/blog/slavir/a66774
Переглядів: 1646 | Додав: | Теги: образование, Освіта
Форма входу
Пошук
Останні публікації
Останні теми на форумі
  • переведення директора на посаду вчителя (2)
  • Збільшення пенсійного віку. (22)
  • Зменшення кількості предметів у школі (10)
  • Харчування в школі (5)
  • Електронні системи - журнали, щоденники - в школі (6)

  • Наше опитування
    Чи будуть ближчим часом реальні реформи в середній освіті?
    Всього відповідей: 172
    Партнери
    Статистика сайту


    Онлайн всього: 1
    Гостей: 1
    Користувачів: 0